Популярные товары

Развитие ребенка: в какие игрушки и когда играть?

Наши дети – это продолжение нас самих. И нам хочется, чтобы их взросление, познание окружающего мира и адаптация к нему происходила максимально интересно, эффективно и полезно.

Поэтому уже на протяжении нескольких десятилетий выработалась целая система знаний о том, как развиваются дети на протяжении почти каждого своего года жизни и о том, какие игрушки в этот период способствуют развитию тех или иных его качеств и черт характера. Игрушки необходимы для развития психики, навыков, умений. В этой статье мы бы хотели подробно познакомить вас с особенностями развития ребенка в определенном возрасте и помочь родителям лучше ориентироваться в потребностях малышей. 

Психологическая роль игр и игрушек в развитии детей

Игра как нельзя лучше воспроизводит рядовые события из реального мира. И чем раньше ребенок поймет «правила», тем проще ему будет социализироваться. Например, в детском саду, дальше – в школе. Ведь основная роль всех игр состоит не только в развлечении ребенка, но и в его адаптации к окружающему миру. Особенно, если речь идет о малышах. Как правило, во время игры развивается сразу несколько таких навыков одновременно: от памяти до воображения, формирования мышления, речи.

Но это действует только в том случае, если родители во время игры способствуют развитию у ребенка с рождения базовых навыков: показывать в игре, как готовить пищу, убираться (игрушки – в том числе), научить заботиться о своих игрушках.

По мере взросления, одно из важных мест в жизни ребенка начинают занимать куклы и мягкие игрушки. Именно с ними он сначала начинает копировать поведение родителей или других взрослых: качать любимого мишку или зайца, кормить куклу и т.д. Сначала все эти действия ребенок делает из любопытства, больше неосознанно. Понимание приходит несколько позже. 

Как только ребенок развивается и взрослеет, игрушка становится больше, чем разноцветный кусочек плюша или пластика. Игрушка уже приобретает эмоциональный окрас и плотно входит в ежедневную жизнь малыша: ребенок качает его, кормит, рассказывает интересные истории, сажает рядом с собой во время просмотра мультфильмов. Детские игрушки оказывают невероятно положительное воздействие на психику: развитие интереса, любопытства, чувства заботы, понимания, сочувствия. Для малышей важно, чтобы с игрушкой можно было устанавливать тактильный контакт – обнимать, класть рядом с собой в постель. 

Ребенок вместе с игрушкой переживает все события дня. До детского сада или до момента, когда малыш начнет активно общаться со сверстниками, игрушка становится лучшим другом для него.  

Но кроме положительных моментов, существуют игрушки, которые могут негативно влиять на поведение и развитие психики ребенка. Вы удивитесь, но такие игрушки тоже бывают.

Вспомнить хотя бы куклу Барби. Безобидная, на первый взгляд, кукла, к сожалению может укрепить в голове девочки мысль о ложных идеалах красоты. Идеальная фигура, золотые волосы, дорогие вещи, которые есть у куклы – в процессе взросления ребенку может представиться, что счастье заточено в какие-то конкретные рамки и идеалы. 

Аналогичная ситуация и в случаях с мальчиками. На прилавках представлены сотни пластиковых героев из любимых фильмов или мультиков с невероятными мускулами.  Детям словно с самого рождения пытаются донести мысль о том, что если у тебя есть сила – ты победитель! У мальчиков, которые от рождения обладают превосходящими физическими данными это может стать «звоночком» для того, что раз он сильнее других, то может обижать более слабых.

Или «излюбленная» тема – война, доминирование, сила. Из этой области – пластиковые ножи, пистолеты, автоматов и прочего оружия – способны вызвать агрессивное поведение у малыша и его закрепление в психике во время взросления. 

Именно поэтому стоит помнить о том, что игрушка может стать проводником для малыша во взрослый мир и спровоцировать не только развитие положительных качеств – любовь, забота, сострадание, но и отрицательных – гнев, агрессия, злоба. 


Психология развития ребенка по годам.

Поэтапное развитие ребенка и особенности выбора игрушек.

Малыш ежедневно удивляет и радует своих родителей. Новые звуки, которые начинает издавать малыш, его первые слова, шаги. Все это происходит не резко, а каждый день, постепенно. Именно в этом и состоит прелесть для родителей: развитие ребенка – это возможность как можно дольше насладиться каждым днем, проведенным рядом с крохой.

У каждого из периодов взросления есть свои особенности, связанные как с физическим развитием, так и с формированием психоэмоционального фона. Давайте рассмотрим основные группы возрастов активного развития ребенка и то, какие игрушки будут оптимальными для конкретных этапов. 

Игрушки для детей от 0 до 6 месяцев. 

В первые пару месяцев после рождения ребенок практически не реагируют на раздражители окружающего мира. Самый важный момент в этом возрасте – тактильные ощущения между малышом и матерью. Постепенно ребенок начинает реагировать на все звуки, которые слышит рядом, а также красочные игрушки, вещи, предметы посуды, которые находятся рядом с ним. 

Примерно к 3 месяцам развития ребенок пытается взять интересный для него предмет и притянуть его ближе к себе. А все, до чего он дотягивается, обычно сразу отправляется «на пробу» в рот. Это нормальное явление, так как малыш старается постичь окружающий его мир всеми доступными пока для него способами. Когда начинают прорезываться зубы, все, что попадает под руку ребенку, оказывается во рту – так малыш пытается интуитивно притупить резь и неприятные чувства в маленьких деснах. 

Что лучше всего подойдет для этого возраста:

  • Погремушки и все аксессуары, которые шуршат. В последние пару лет многие производители детской одежды предлагают даже со вшитыми маленькими шуршащими шариками наподобие бусинок. Плюс такого решения – развитие чувствительности и разработка активных точек на ступнях ребенка.  
  • Книжки-«шуршалки», а также книги с объемными деталями, которые можно потрогать, пощупать. 
  • Звуковые игрушки. Но не те, которые с дикой музыкой катаются по дому или распевают электронными голосами песни на китайском языке. Для этой цели лучше выбирать обычные резиновые «пищалки»: неваляшки, уточки, зайцы и другие животные. Электронные звуки могут напугать малыша в раннем возрасте, так что лучше обойтись вариантами попроще. 
  • Подвесные мобили. Игрушка концентрирует внимание ребенка, приучает его к разным цветам, способствует развитию двигательного аппарата (когда малыш пытается схватить или дотянуться до человечков или зверей, подвешенных над кроваткой).

Можно добавить аксессуары для купания вроде тех же резиновых уточек, крокодильчиков, рыбок. 

Игрушки для малышей от 6 месяцев до 1 года

Обычно, с полугодовалого возраста начинается период активного прикорма ребенка. Тогда малыш уже самостоятельно пытается держать ложку, то есть идет активное развитие мелкой моторики. 

К 7 месяцам дети активно присаживаются самостоятельно и ползают. А значит – им открываются новые «горизонты» квартиры, в которой просто необходимо изучить каждый уголок, каждый сантиметр. Ползая, ребенок дотягивается до всего, что попадается ему на пути: шкафчики, мелкие предметы, лежащие на полу.

Как правило, к 9 месяцам большинство детей начинают ходить: сначала вдоль опоры, а потом и без. В это время продолжается активное изучение свойств окружающих предметов (пощупать, покусать). 

Что из игрушек подойдет для этого возрастного периода:

  • Игрушки, позволяющие ребенку запоминать и различать формы предметов: мячики, кубики, конусы с кольцами, сортеры, пупсы, каталки с шариками внутри.
  • Материалы для творчества, которые способствуют одновременному развитию мелкой моторики и формированию фантазии малыша: пластилин, пальчиковые краски, восковые карандаши, мелки, раскраски, в которых изображение проявляет цвет под действием воды. 
  • Машинки разных размеров, различные игрушки-качалки, игрушечная посуда не мелких размеров.

Разноцветные, развивающие мелкую моторику, фантазию – все это остается.

Игрушки для детей от 1 года до 2-х лет

Что происходит в этом возрасте? Ребенок уже более уверенно и самостоятельно ходит, начинает осваивать более сложные движения: приседать, пытаться бегать, прыгать. Ребенок уже освоил базовые движения как еда ложкой и вилкой, питье из поильника или даже кружки.

В этом возрасте особенное внимание в развитии отдается визуально-тактильному знакомству с миром. Ближе к 2 годам ребенок уже может собирать различные пирамидки из колец, кубиков, сортировать предметы по форме и цвету. 

Почти 95% детей к 2-м годам уже могут говорить до 45-50 слов, различать размеры (например, определять между игрушками какая больше, а какая меньше и т.п.), а также самостоятельно называть основные цвета. 

Что из игрушек подойдет для детей этого возраста:

  • Пазлы с крупными деталями и яркими сюжетами (лучше, если это будут какие-то животные или дети, чтобы ребенок быстрее ассоциировал себя с ними), матрешки, простые конструкторы из геометрических предметов с крупными деталями.
  • Товары для творчества, рисования, разукрашивания, лепки. 
  • Игрушки со шнурками, крупными пуговками, замками, кнопками, различные бизи-борды.
  • Магнитные пазлы, алфавит, цифры.
  • Мольберты, книжки с наклейками или другими «дополняющими» элементами, звуковые или песенные книжки и азбуки.
  • Игрушки, в которых есть крупные колеса и с помощью которых ребенок будет уверенно перемещаться по квартире во время игры. 

Конечно, достаточно сложно проводить четкую грань между возрастами, потому что все зависит от уровня развития ребенка. Все индивидуально, так что мы приводим более общие рекомендации, которыми вы можете воспользоваться. 

Игрушки, подходящие детям в возрасте от 2-х до 3-х лет

Такой возраст от 2 до 3 лет характеризуется ещё большей активностью ребенка. Движения становятся уже более разнообразными: малыш может уже выполнять несколько действий одновременно. Новые приобретённые умения открывают для ребёнка новые возможности для различных новых игр: езда на велосипеде, самокате. 

Для такого возраста подойдут следующие виды игрушек:

  • Удобная мебель: детские стульчики и стол, а также доска или мольберт для рисования.
  • Конструкторы, мозаика, мягкие кубики с буквами или персонажами сказок/мультфильмов, разноцветные счеты, книжки с яркими картинками.
  • Мелки, карандаши и пластилин для творчества. 
  • В этом возрасте хорошим решением со стороны родителей станет установка спортивного уголка для ребенка.
  • Куклы: интерактивные, мягкие пупсы с инвентарем для их ухода и другие.
  • Одежда, мебель и инвентарь для кукол (кукольный дом, детская игрушечная мебель, кухня, ванная и т.д.).
  • Трехколесные велосипеды.
  • Детские палатки, в которых ребенок может устраивать свои игры.

Игрушки для детей от 3х до 6 лет

Этот возраст многие родители ждут с опасением. Его еще называют «возраст трехлетки». Главное, на что стоит обратить внимание, так это на изменение поведения ребёнка. В этом возрасте он ко всему относится более осознанно, требует много внимания. Увы, в этом возрасте неизбежны детские истерики, которые так «любят» родители.

Меняется восприятие ребенка себя и всего вокруг его окружающего. Из роли познающего он превращается в активно участвующего. Активно развивается воображение, рождающее яркие рассказы. 

Включается режим «почемучки»: ребенку интересен мир, он активно задает вопросы родителям, расширяет свой кругозор. В этот период ребенок отлично воспринимает любую информацию, которую ему старается донести и разъяснить взрослый.

Дети становятся более самостоятельными – сами одеваются, чистят зубы, умываются, способны убирать за собой игрушки и наводить минимальный порядок в своей комнате. 

Активная социализация ребенка вызывает у ребенка интерес ко взрослым профессиям. Он начинает играть в ролевые игры: в повара, строителя, врача. 

Игрушки, которые подойдут для данного возраста:

  • Для игр по изучению профессий (инструменты сантехника, врача, инвентарь полицейского, продавца, парикмахера), игрушки для игр, позволяющие изучить быт (плита, машина для стирки белья, чайник, микроволновая печь).
  • Игрушки продуктов питания (фрукты, овощи, мясные изделия), которые присоединяются друг к другу магнитами и их можно разрезать. 
  • Всё для развития творчества: краски, карандаши, фломастеры, раскраски, альбомы с наклейками, пластилин, картон и цветная бумага, клей-карандаш, мелки. 
  • Альбомы с одеждой для бумажных кукол.
  • В этом возрасте уже можно покупать сложные конструкторы с большим числом деталей и головоломки вроде пазлов.
  • Настольные игры, развивающие логическое мышление.
  • Предметы для активных игр: футбольные и баскетбольные мячи, дартс, машины на пульте управления, велосипеды, самокаты, роликовые коньки, скакалки, батуты и другие. 

Советы родителям в воспитании детей 

Одна из главных ошибок, которую допускают некоторые родители – покупая игрушки, пытаются купить любовь ребенка. Например, когда родители часто пропадают на работе и редко видят, как развиваются их дети. Попытка компенсировать отсутствие внимания и родительского тепла превращается в неумеренный скуп всевозможных игрушек с прилавков магазинов. 

Другой момент – когда родители пытаются возместить недостаток ярких красок в своем детстве на ребенке. У прошлых поколений не было возможности покупать разноцветных пупсов, зайцев и медведей, как только они ломались. Если игрушку испортили, приходилось играть такой, какой она стала.

Сейчас же у детей есть практически все, чего можно пожелать: от кукол с золотыми рассыпчатыми волосами до роботизированных машинок на радиоуправлении. 

Родители любят задаривать малышей пестрыми игрушками, особенно в праздники. Вспомните восторг хотя бы от новогодних подарков. Ребенок ждет, волнуется и предвкушает развернуть шуршащую упаковку. Но когда задаривание происходит в обычные дни, без повода, у ребенка происходит потеря интереса к праздникам. Он начинает понимать, что может получить все, что захочет практически в любой момент. 

Еще один нюанс – огромный ассортимент игрушек может снизить развитие воображения малыша. Вспомните, как в свое детство вы срывали листья с березы и могли «покупать» на них все, что угодно? Сегодня же у детей есть все: и нарисованные деньги, и игрушечные кухонные комбайны, и пластиковые блюда.

Советы при выборе игрушек для вашего малыша

Конечно, в этом разделе было бы уместно рассуждать о безопасности покупаемых игрушек для ребенка. 

  • Для игрушек просто неуместны острые углы, необработанные края, плохая спайка швов. Обратите внимание на то, как лежит краска на игрушке: во время игры она не должна сходить слоями, пачкать одежду, оставаться на руках и коже малыша. Больше того, к краске предъявляются завышенные требования, потому что практически каждый ребенок будет стремиться попробовать новую игрушку на вкус. 
  • Сертификация игрушки. Не советуем приобретать игрушки от непроверенных производителей, которые не могут предъявить необходимые документы о качестве сырья, из которого сделаны игрушки. 
  • Прочность. Важно, чтобы во время игры от игрушки не отламывались и не отрывались детали. Тщательно проверяйте все соединения и подвижные части. 
  • Безопасный вес. Да, такое понятие тоже имеет место быть. Его суть заключается в соотношении веса игрушки к весу ребенка. Проще говоря, игрушка не должна быть настолько тяжелой, чтобы малыш не смог поднять ее. 
  • Старайтесь выбирать игрушки из натуральных материалов. Вместо синтетических мягких игрушек лучше отдавать предпочтение льняным. А вместо пластиковых кубиков отдавать предпочтение игрушкам из дерева – оно более экологичное и не электризуется во время игры. 
  • Производитель. Мы рекомендуем выбирать проверенных производителей. Для таких компаний качество собственной продукции и репутация на мировом рынке стоит на первом месте, поэтому они могут стоить дороже, но и гарантия спокойствия у них больше.
  • Выбирая игрушку, всегда опирайтесь на возраст ребенка. Малышам воспрещены игрушки с мелкими деталями, а детям повзрослее ни к чему погремушки и подобные «малышковые» игрушки. 
  • Лучше обращать внимание на многофункциональные игрушки. То есть, если это машинка, то кузов должен откидываться, колеса крутиться, дверцы автомобиля открываться. Так игра не только приобретает новые краски и развивает фантазию ребенка, но и благоприятно воздействует на мелкую моторику. 
  • Набивка для мягких игрушек. Мягкие зайцы, медведи и прочие милости находятся в постоянном контакте с ребенком, поэтому к внутреннему содержимому таких игрушек предъявляются особые требования. Мы рекомендуем выбирать в качестве наполнителя синтепон, но ни в коем случае не поролон. Последний со временем может выделять вредные вещества, опасные для здоровья малыша. 
  • Запах. По важности пункт стоит на одном уровне, что и набивка. При покупке игрушки обязательно понюхайте ее – она не должна пахнуть резкой химией. 

Мы постарались осветить в статье основные особенности о развитии детей и их потребностях, обусловленные физическим и эмоциональным развитием. Опираясь на данную информацию, вам будет проще подбирать игрушки для своего малыша. 

Не забывайте о том, что любые игрушки – это не только инструмент для развлечения, но и для познания мира и один из способов социализации ребенка.

Помните также, что игрушки лучше дарить по каким-то особым поводам, особенно, если игрушка долгожданная. Так вы сможете избежать «выгорания» у малыша и не допустить образования привычки получать все, что захочется по первому требованию. Помните, что дети не нуждаются в дорогих игрушках. К тому же, умеренное дарение подарков учит ребенка ценить вещи. 

Самый главный совет – игрушки никогда не заменят полноценного дня с родителем.

 Игрушки облегчают, но не заменяют таких важных жизненных аспектов, как любовь, привязанности. Его вниманием, теплотой и заботой. Ведь даже с обычными подушками и пледом вы можете смастерить с ребенком настоящий замок, в котором проведете весь день в увлекательной игре.

Первые шаги в мире чтения, где лучше покупать книги: онлайн или офлайн выбор букваря
Подробно

Первые шаги в мире чтения, где лучше покупать книги: онлайн или офлайн выбор букваря

Выбор букваря для вашего ребенка – это важный этап в его образовательном пути. Сегодня родители сталкиваются с вопросом, где лучше выбирать хороший букварь: в интернет-магазинах онлайн или в традиционных оффлайн магазинах. Давайте рассмотрим плюсы и минусы обоих вариантов.

Современные технологии и классический подход

В наше технологическое время, когда дети сталкиваются с электронными гаджетами уже в самом раннем возрасте, возникает вопрос: нужен ли еще букварь в обучении чтению? Некоторые аргументы говорят о том, что традиционные подходы могут казаться устаревшими и неэффективными в сравнении с современными образовательными технологиями. Тем не менее электронный формат может быть неполноценным. Бумажные издания, возможно, не такие интерактивные, но они предоставляют физический опыт, связанный с письмом, и позволяют развивать мелкую моторику. Кроме того, физическое взаимодействие с материалом может создать более глубокие воспоминания и укрепить умение читать.

Все для робототехники в школе в одном месте
Подробно

Все для робототехники в школе в одном месте

Робототехника объединяет в себе творчество и науку. Помогает детям в увлекательной форме получить знания в области механики, программирования и моделирования. И сразу же применять их на практике, создавая движущиеся конструкции.

Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.